Использование товарного знака в рекламе
Товарные знаки, как уникальные обозначения товаров, выделяющие товары одного производителя от товаров других производителей, активно используются в рекламе.
Размещение товарного знака в рекламе, является одной из форм осуществления исключительного права на него. При этом нужно отметить, что исключительное право на товарный знак возникает у правообладателя с момента регистрации товарного знака. Таким образом, правообладатель может беспрепятственно использовать свой товарный знак в отношении тех товаров, для которых он зарегистрирован.
Для использования в рекламе товарного знака, принадлежащего другому лицу, Вам необходимо будет получить согласие правообладателя. Важно знать, что отсутствие запрета правообладателя на использование товарного знака не считается согласием на его использование.
Каким образом правообладатель может разрешить использовать свой товарный знак? Самыми распространёнными способами передачи права на использование товарного знака в рекламе являются лицензионный договор и договор коммерческой концессии. Однако данные договоры подлежат государственной регистрации, в связи с чем не всегда передача по ним права на использование товарного знака удобна. Поэтому если правообладатель выразит свое согласие на использование товарного знака путем направления рекламодателю обычного письма, нарушения законодательства здесь не будет.
Рекламодатель вправе также использовать в рекламе чужой товарный знак, если сам правообладатель ввел товар в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а рекламодатель реализует оригинальную продукцию правообладателя, приобретенную у его официального дилера. Поэтому указание продавцом в своем рекламном каталоге или на своём сайте чужих товарных знаков, с целью продажи товаров, приобретенных у официального дилера правообладателя, не является незаконным использованием товарных знаков. При этом словесное упоминание продавцом товарного знака правообладателя в контекстной рекламе, не является использованием товарного знака, если не вызывает смешения продукции рекламодателя и правообладателя, не вводит потребителя в заблуждение относительно деятельности рекламодателя и не приводит к перераспределению спроса в пользу рекламодателя. Необходимо также учитывать, что использование в контекстной рекламе в сети Интернет ключевых словосочетаний, содержащих чужой товарный знак, может быть признано актом недобросовестной конкуренции.
Согласно сложившейся судебной практике, если при размещении товарного знака в рекламе будет указано, что продукция рекламодателя является аналогом продукции правообладателя товарного знака, то такое действие может быть расценено как нарушение исключительного права на товарный знак, поскольку направлено на смешение продукции рекламодателя и правообладателя товарного знака в гражданском обороте в глазах потребителей товара.
При использовании товарных знаков в рекламе необходимо соблюдать общие требования добросовестности и достоверности к рекламе, которые содержатся в Федеральном законе «О рекламе». Например, реклама не должна содержать некорректные сравнения с аналогичными товарами, порочить деловую репутацию конкурентов, содержать сведения о товаре, не соответствующие действительности. Товарные знаки не допускается упоминать в социальной рекламе.
В случае незаконного использования товарного знака в рекламе, правообладатель вправе предъявить требование о взыскании компенсации за нарушение исключительного права. В рамках дела подлежит доказыванию факт принадлежности истцу исключительного права и факт его нарушения ответчиком путем незаконного использования. Размер компенсации определяется судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела и может составлять от десяти тысяч до пяти миллионов рублей.
Если Ваше право на товарный знак нарушено, либо к Вам предъявлен иск о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, обращайтесь за правовой помощью к адвокатам «Правоинтел».